Изба-читальня
Майя Кучерская
«Бог дождя»
Наринэ Абгарян
«Манюня»
Майя Кучерская «Бог дождя»
«–А знаешь ли, батюшка, знаешь, отец Антоний, что у меня сейчас внутри?
–Что,
Анечка?
–Каша.
–Какая такая каша?
–Кровавая-с.» ©
Вокруг этой книги одно время кипели недюжинные страсти. На религиозных форумах читатели (в основном мужчины) обвиняли автора книги во всех мыслимых грехах. И священников-де оболгала, и героиню свою за грех не наказала. Мол, книжку – в печку! Женщины, напротив, были снисходительнее. Видимо, им легче представить себя на месте главной героини Ани, новообращенной христианки. Аня только пришла к Богу и погружается в открывшуюся ей новую жизнь со всей восторженн
остью неофитки. Тем более что на дворе конец 80-х: религиозный бум еще не наступил, и новичок, вошедший в узкий круг воцерковленных людей, ощущает привкус некой элитарности. Заброшены учебники, забыты студенческие тусовки. Ане теперь интереснее теологические труды и беседы с духовным отцом, иеромонахом Антон
ием. Девушка открывает батюшке душу, ловит каждое его слово… и незаметно влюбляется в него, греховно и мучительно. А тот не спешит наставить ее на путь истинный.
Да, наверное, для религиозного человека читать произведение, в котором священник показан слабым и грешным человеком, больно и обидно. Но в том-то и дело, что благостные и пафосные книги, в которых служители церкви сплошь идеальны, не читает никто кроме их авторов. А искренний и откровенный роман Кучерской прочли тысячи людей. Его ругают, защищают, о нем спорят и находят в нем что-то для себя и о себе. Потому что это живая книга о живых людях – любящих, ищущих, грешных. Разных.
Наринэ Абгарян «Манюня»
Кто из нас в детстве не совершал «милых» шалостей, поощряемых в случае провала родительским ремнем? Одни бросали вниз с балкона «капитошек», другие, особо меткие, обстреливали прохожих яйцами и помидорами. Мой знакомый, нынче очень солидный молодой человек, однажды кинул в сортир в пионерлагере пачку дрожжей. А подружка, решив сжечь в раковине записку от учительницы, чуть не спалила квартиру. Конечно, сегодня мы вспоминаем об этих диких развлечениях со словами «Вот мы были дураки!», но есть в этих воспоминаниях и нотка ностальгии. Немало ее и в книге известной блоггерши Наринэ Абгарян. Она пишет о своем детстве, прошедшем в маленьком армянском городке Берд, как о времени, проведенном в раю. Солнечном, пропитанном звуками и запахами восточного базара, самом лучшем кусочке жизни, когда так «звонко и легко от беззаботности своего существования». Тогда рядом с Наркой всегда была лучшая подруга Манюня, с которой не страшно пуститься в любое приключение. Сорвать занятия в музыкалке и рвануть на индийское кино, хорошенько порезвиться на куче свежепостиранной шерсти, попытаться (о боже!) подстрелить ненавистного физрука из папиного ружья. И даже грозная Ба, бабушка Манюни, чья тяжелая рука была не метафорой, а действительно серьезным оружием, не могла остановить озорных девчонок. Мне казалось, что это светлая, вкусная, очень смешная книга все-таки не для детей, а для их родителей. Ведь все повествование пропитано особым ароматом советского детства с его наивными, но такими уютными забавами. Однако автор говорит, что «Манюня» адресована не только взрослым, которые не разучились смеяться, но и «детям, которые хотят знать, какое у их родителей было детство. Прочтите и вздрогните, дети. Ибо ваши родители – героические люди. Они сумели без компьютерных игр и вайфая вырасти в настоящих человеков».